Самое интересное от Яна Арта

Сколько надо для жизни?

A A= A+ 27.05.2013

Российская болезнь или мировая эпидемия?

На днях наткнулся на официальном сайте министерства финансов России на документ, который заставил взгляд, что называется, «споткнуться». Документ не первой свежести, датирован сентябрем прошлого года. Называется – информационное письмо «Об учете для целей налогообложения сумм взяток должностным лицам иностранных государств».

Сначала подумал, что попал ненароком не на официальный сайт, а на какую-то подделку под портал Минфина. Потом – что эту страницу сделали на 1 апреля (шутят так). Потом – что у меня болят глаза, и мне это мерещится. Нет, не мерещится. И сайт настоящий, и дата – не 1 апреля. Просто люди на полном серьезе поясняют, почему затраты на дачу взятки или подкуп должностных лиц не могут учитываться при расчете налогов.

Сразу возникает несколько вопросов.

Первый – а что, ранее, до подписания упомянутого в тексте письма международного договора, учитывались?

Второй – а что, есть (или были) компании, в которых главбух добросовестно вырисовывал в балансе затраты на взятки? Так что пришлось даже специальным письмом Минфина пояснять: статья «четыре шлюхи и 6 литров коньяка» не может быть включена в раздел «Расходы».

Третий – а почему речь идет только о расходах на взятки должностным лицам иностранных государств? Расходы на взятки отечественным чиновникам все-таки при расчете налогов учитываются? Или отечественные чиновники (что вы! Как можно!) взяток не берут? Или (постойте, дайте догадаюсь) в России давно в ходу не «взятка», а «откат» и оформляется он перечислением компании-подрядчику – в полном соответствии с нормами бухучета и налоговой законности.

Да, впрочем, в вопросах ли дело. Сам факт письма с разъяснениями на эту тему режет глаз. Чего стоит последняя формулировка: «Затраты, понесенные при совершении правонарушений, для целей налогообложения не признаются». Черт, да какое тут уже «признаются – не признаются». Речь же о правонарушении. О преступлении. За преступления, наверное, сажать надо, а не только облагать налогами? Или это я в наивность впал?

И смешно, и грустно читать, смотреть или участвовать в спорах и дебатах по поводу проблем отечественной экономики и путях решения. Нет у нас никаких путей решений. Снижай – не снижай ставку рефинансирования, замораживай или инвестируй средства всевозможных резервных фондов – все проку не будет. Апологеты либеральных идей оживления экономики (вроде автора этих строк) могут не надеяться – никакого оживления от вброса денег в рынок не последует. Консерваторы, опасающиеся «перегрева экономики», «витка инфляции», тоже могут не переживать – не будет никакого разогрева. Все разворуют. Увод денег из страны спасет от роста инфляции почище любого инфляционного таргетирования. А от пары сотен дополнительных бентлей у двадцатилетних студенток – дочек и «дочек» чиновников экономике хуже не станет.

Одна проблема настоящая – коррупция. Остальное – так, пустяки.

У меня, как и у большинства незамысловатых представителей так называемого «народа», традиционно возникает вопрос: «Что ж никто из них не остановится? В конце концов, сколько надо человеку для жизни?» Вопрос, видимо, пустой. Коррупция – это не способ вести богатую жизнь, это образ жизни. И, если почитать новости, невольно задумаешься – только ли российский. Глава Райффайзенбанка Герман Степич на днях подал в отставку, как только стали исследовать его оффшорные счета. Главу МВФ Кристин Лагард допрашивают во Франции. В России банкир за банкиром еще вчера – звезда отечественного бизнеса, получающая награды, сегодня – беглец или арестант. И чиновников у нас тоже допрашивают. Потому что интересно, куда делись структура национальной обороны или киоск с привокзальной площади. Насчет киоска, кстати, есть шансы – может, найдут…


Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
4563